Православие

Содержание:

1 Xристианство

1.1 Правильное значение cлова “Православный”

Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально, по смыслу морфем ὀρθός — «прямой», «правильный», δόξα — «мнение», «слава») « суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление». Выражение «православный» (или «ортодоксальный») было использовано чтобы различить правильное учение ранней христианской Церкви учрежденой апостолами Иисуса Христа от еретических, или неортодоксальных, новых учений введеных в последующие века. Сегодня некоторые церкви и удивительное число религиозных групп и организаций называют себя преемниками ранней Церкви. Но кто является истинным преемником? Нам необходимо сравнить то, во что первоначальная Церковь верила и практиковала с тем, что эти группы и организации провозглашают.

Существует живая связь между истинной верой и истинным образом жизни.

“Посему для совершенства жизни необходимо подражание Христу” (Василий Великий (+379), Глава 15, О Святом Духе).

1.2 Значение слова Христианин. Что значит быть православным христианином? Кто является христианином?

Слово христианин происходит от греческого “Chris­tianos”. Так в начале ученики были названы потому, что они были последователями Христа и жили по Его заповедям (Деян. 11:26).

Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. (Иоан. 15:10–14)

В наше время, в так называемых “православных странах”, широко принято почти каждого считать христианином. Только немногие люди отказываются от этого “титула”. Например, в России, большинство людей являются членами “православной церкви”. В Болгарии и Румынии большинство жителей считают себя православными и только некоторые официально представляют себя не христианами. Все ли из них действительно христиане? Как назвали бы таких людей апостолы, которые всегда подчеркивали, что последователи Христа должны жить по Его примеру?!

Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. (1Иоан. 1:6–7)

Кто говорит: ‘я познал Его’, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1 Иоан. 2:4–6).

Вопреки учению Иисуса, институционализированнaя “Православная Церковь” принимает в качестве своих членов тех людей, о которых они сами знают, что они очень редко посещают литургию, ведут мирской образ жизни и не интересуются духовными вещами. По официальному учению Православной Церкви, Христос живет в этих людях, потому что они покрещены. Но Иисус сказал:

… и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. (Мат. 10:38–39)

Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.” (Иоан. 14:23)

Если же найдутся такие, которые не так живут как учил Христос, тогда будет известно – не христиане, хотя и произносят языком учение Христово: ибо Он учил, что не те спасутся, которые только говорят, но те, которые и дела делают. (Мат. 13:42, 43; 7:15,16,19), («Первая Апология», Иусти́н Му́ченик, г.16).

1.3 Как можно стать христианином?

1.3.1 Христианин ли ты, потому что был крещен?

 

Посмотрим, как Василий Великий понимал крещение:

Посему крещение символически означает отложение дел плотских, по слову Апостола, который говорит: обрезани бысте обрезанием нepукomвopeнным, в совлечении тела плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением (Кол. 2:11). Ибо крещение есть не плотския отложение скверны, но совести благия вопрошение у Бога (1 Петр. 3:21). Посему Господь, уготовляя нас к жизни по воскресении, излагает уставы всей евангельской жизни, узаконивая нрав негневливый, терпеливый, не оскверняемый сластолюбием, не сребролюбивый, чтобы мы по произволению исполняли предварительно, что принадлежит будущему веку по его природе. (O Святом Духе, Глава XV)

Как веруем в Отца и Сына и Святого Духа, так и крестимся во имя Отца и Сына и Святого Духа. И как предшествует исповедание, вводящее во спасение, так последует крещение, запечатлевающее собою наше согласие на исповедание. (Глава XII)

Вся Библия говорит о личной вере. Можно быть спaсенным только через свою веру. Крещение имеет свою роль и значение в христианстве. Тем не менее, Библия ясно указывает на то, что только в сопровождении веры может крещение иметь свою настоящую ценость. Эта вера проявляется через подчинение слову Бога.

Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна. (Деян. 8:12–14)

Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. (Деян. 2:41)

Поэтому абсурдно думать, что дети будут спасены через свидетельство крестного отца при крещении. Кроме того реальность такова, что в большинстве случаев крестный отец не живет по христиански. Тогда как он может ручаться за духовный рост ребенка? Как он может давать свидетельство о вере ребенка, когда его собственная вера мертва?

… оставьте их: они–слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. (Мат. 15:14)

1.3.2 Христианин ли ты, потому что являешься хорошим человеком, никому не вредишь и пытаешься соблюдать Десять заповедей?

 

Другая популярная идея: христианин тот, кто является хорошим человеком, никому не вредит и пытается соблюдать Десять заповедей. Для правильного понимания мы должны рассмотреть слова Иисуса:

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Иоан. 13:34–35 )

Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза. (1Иоан. 2:8–11)

Не достаточно не делать зло, но Иисус показал нам активную, живую любовь, преданность другим.

Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, –как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. (1Иоан. 3:14–18 )

Мы больше не живем в эпохе Ветхого Завета, но через Иисуса вступили в новую духовную эпоху. Теперь гораздо больше ожидается от человека, потому что Иисус показал больше. Соблюдение Десять Заповедей были центральным вопросом Закона, тем не менее уже Ветхий Завет показывает, что настоящее послушание выходит за рамки соблюдения Десять заповедей (Втор. 6:5, Лев. 19:17–18, Рим. 13:10–12, Мар. 12 :28–34). Насколько же больше Новый Завет ожидает от нас?! Поэтому не достаточно только соблюдать десять заповедей, но через Святого Духа мы можем расти в познании хорошого. Стандарт установлен Иисусом — это не просто воздержаться от зла, но сознательно стремиться к добру:

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. (Иак. 4:17 )

Многие пассивные члены “православной церкви” ставят перед собой различные стандарты жизни в соответствии с их желаниями и их стандарты принимаются в церкви. Откровение Иисуса состоится в том, что христианин не стремиться к минимальному христианству в своей жизни, но к святости.

Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. (Евр. 12:14 )

…те которые исповедуют себя христианами, обнаружатся по делам своим. Теперь дело не в исповедании только, а в силе веры, если кто пребудет в ней до конца (Игнатий Богоносец, Послание к ефесянам, гл. 14:2 )

1.3.3 Большинство людeй стараются исполнять формальные религиозные обязанности, но значит ли это быть христианином?

Христианин ли ты, потому что ходишь в церковь, молишься, зажигаешь свечи, перекрещиваешься и исполняешь другие религиозные обязанности?

 

Посещение церкви, чтeние выученных молитв, зажигание свечек, перекрещивание, поклонение иконам — практика, исполняемая людьми автоматически или из убеждения. Формальная практика успокаивает совесть человека.Такую ли любовь к Богу и другим людям показал нам Иисус? Церковь, описанная в посланиях Павла — далека от здания, в кoторый люди приходят и уходят, не говоря друг другу ни слова.

Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию (1Кор. 14:26 )

Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И всё, что вы делаете, словом или делом, всё [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца. (Кол. 3:12–17)

Духовное назидание других — это служение, желаемое Богом и исполнение заповеди Иисуса.

1.3.4 Достаточно ли только веры?

Христианин ли ты, потому что веришь в Бога и Иисуса Христа, независимо от того, как живешь?

 

Иаков говорит:

Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: ‘идите с миром, грейтесь и питайтесь’, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: ‘ты имеешь веру, а я имею дела’: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: ‘веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим’. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. (Иак. 2:14–26)

Климент Римский писал в послание к Коринфянам:

Так и мы, будучи призваны по воле Его во Христе Иисусе, оправдываемся не сами собою, и не своею мудростью, или разумом, или благочестием, или делами, в святости сердца нами совершаемыми, но посредством веры, которой Вседержитель Бог от века всех оправдывал (гл. 32:4). Облечемся в единомыслие, будем смиренны, воздержны, далеки от всякой клеветы и злоречия, оправдывая себя делами, а не словами (гл. 30:3).

Без любви вера может действительно существует, но неприносит никакой пользы (Аврелий Августин. De Trin. XV 18).

…которые не только верят, но входят в жизнь, которую Иисус учил (Ориген, Против Цельса, книга III, гл. XXVIII).

Киприан (умер 258) не думал, что возможно иметь веру в Христа, если не делать то, что Он повелел:

Итак, мы должны держаться слов Его; должны учиться тому и делать то, чему Он учил и что делал. Да и как назовет себя верующим во Христа тот, кто не исполняет заповеданного Христом? Или как достигнет награды веры тот, кто не хочет сохранить веры в заповеди? (…) не держась истины спасительного пути, он не достигнет спасения. (Киприан Карфагенский. О единстве церкви).

Лжепророк же есть всякий пророк, учащий истине, если он не делает того, чему учит; (Дидахе 11,10)

2 Православная традиция

2.1 Где можем найти православную традицию апостолов и ранних отцов церкви?

Претендование церкви на Православию вытекает из убеждения, что она получила веру апостолов, такую, какую находим в апостольской традиции, как ее интерпретировали ранние отцы церкви в соборах, и какую жизнь вела истинная Церковь на протяжении веков, без изменений или интерполяции (вставок). Согласно православному учению основными критериями правильной традиции являются: — Она не должна содержать противоречий с апостольской традицией, со Священным Писанием и сама с собой. — Она должна быть принята и соблюдена апостольскими церквями. — Она должна быть принята большинством ранних отцов церкви и учителей. Если какая-нибудь традиция не соответствует этим критериям, она не может сщитаться правильной и поэтому не может быть принята и соблюдена. Поэтому верный православный должен тщательно проверить каждое учение в соответствии с этими критериями и принимать только то, что действительно принадлежит апостольской традиции, как это делали первые христиане :

… Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. (Деян. 17:11)

Мы упомянем некоторые примеры важных православных учений, которые не соответсвуют вышеперечисленных критерии, касающиеся правильной традиции.

2.2 Почитание икон

Что учит апостолы и ранняя Традиция о почитании икон?

Почитание икон не можем найти ни в Библии, ни в древнем христианстве до 300 года. Поэтому защитникам икон приходится утверждать, что иконы были поддержаны простой верой, неписаной традицией Церкви и были основываны больше на литургии. Таким образом, авторитет их “Священного Предания” заменяет авторитет Библии и является основой для существования икон. Похоже, что Церковная практика для них важнее, чем то, что говорит Библия. Иисус сказал:

Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. (Иоан. 4:23–24 )

Бог есть Дух, поэтому Иисус говорит, что мы в действительности можем поклоняться Отцу только в Духе и в Истине. Наше поклонение очень связанное с практической жизнью. Природа Бога — это святость и праведность. Поэтому, мы сами призваны к тому, чтобы позволить себя изменить в Его образ (в подобие Его характера). Это требует полной преданности Богу до конца нашей жизни.

Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. (2Кор. 3:18)

Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. (Рим. 12:1–2)

Кроме того, культ икон — ясное доказательство ложного понимания природы Бога. Некоторые иконы изображают Троицу как старика, молодого человека и голубя. Существо Бога — превыше всего, что создано. Он есть Дух, поэтому мы не можем придать Ему форму — даже в нашем воображении, так как через это мы ограничивали бы Его до человеческого образа.

Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил!” (3Цар. 8:27 )

Из всех икон, иконы “Святой Троицы” Андрея Рублева являются кульминацией, представляющей, как далеко можно пойти в неправильном направлении. Хотя икона хранится в Третьяковской галерее в Москве, а не в “православной церкви”, тем не менее, во многих местах мы находим репродукции этой иконы. Художник — будучи русским монахом из пятнадцатого века и почитаемый святым русской “Православной Церковью” — хотел представить тайну Святой Троицы иллюстрируя рассказ из книги Бытия (глава 18), где три ангела навещают Авраама. На картине — три человека с крыльями, сидящие за столом. Но есть большая разница в том, что Авраам испытал о Боге, говоря с ангелами, и в том, что Иисус открыл о Боге, Троице. Мы не можем сказать, что Бог открыл Себя Аврааму как Троицу в лице трех ангелов.

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Иоан. 1:18)

Иисус открыл Бога, поэтому Библия называет Иисуса “изображением (по-гречески: εἰκών — ейкoн) Бога невидимого, рожденным прежде творения” (Кол. 1:15). Иисус открыл нам Отца и Его откровение было духовное, потому, что Бог — дух, у Него нет тела.

… блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь. (1Тим. 6:15–16)

Божественная красота состоит не во внешних чертах, не в приятном складе лица и не какою-либо доброцветностью сияет, но видна в невыразимом блаженстве добродетели. Так, как живописцы, с помощью красoк, переносят в картину человеческие формы, подбирая такие оттенки красок, чтобы как возможно точнее отражать подобие, так и наш Творитель, желая отражать свою красоту в своем творении, пишет свою картину в нас с помощью добродетелей, показывая Свое всемогущество. Многовидными и различными красками живописцы выражают истинный образ по вместо всего этого — чистота, бесстрастие, блаженство, отчуждение от всего худого и все однородное с тем, чем изображается в человеке подобие Божеству:акими цветами Творец собственного Своего образа живописал наше естество. Если же отыщешь и другие черты, которыми обозначается Божественная красота, то найдешь, что и подобие их в нашем образе сохраняется в точности. Такими цветами Творец собственного Своего образа живописал наше естество. Если же отыщешь и другие черты, которыми обозначается Божественная красота, то найдешь, что и подобие их в нашем образе сохраняется в точности. Божество есть ум и Слово, ибо в начале бе Слово (Ин. 1, 1), и Пророки, по словам Павла, ум Христов имеют (1 Кор. 2, 16), глаголющий в них (2 Кор. 13, 3). Недалеко от этого и естество человеческое. Видишь в себе и слово и разум, подобие подлинного Ума и Слова. Бог есть также любовь и источник любви; об этом говорит великий Иоанн: Любы от Бога есть, и Бог любы есть (1 Ин. 4, 7–8). Это Зиждитель и нашего естества сделал отличительной чертой. Ибо говорит: О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35). Следовательно, где нет этой любви, там искажены все черты образа. (Святитель Григорий, епископ Нисский. Об устроении человека, гл. V, 1–2)

Иисус говорил Фоме:

“Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.” (Иоан. 14:6–11 )

Есть ли противоречия между этими библейскими стихами? С одной стороны, никто не может видеть Отца, a с другой стороны, Иисус нам Его показал. Отрывки указывают на тот факт, что верующие видят Бога через веру, духовным образом. Это было достигнуто через посредничество Иисуса, который отразил природу Отца — Его любовь. Иисус не имел в виду, что можем видеть Отца через его физическую форму, но через Его слова и жизнь, которые были в соответствии с волей Отца. Преданность Иисуса отразило безусловную любовь Бога к людям. Христиане “ходят по вере, а не видением” (2Кор. 5:7) и

Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? (…) Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. (Рим. 10:14,17 )

Поэтому те, кто следовали за Иисусом пытались передать то, что услышали от Него и не делали никакого намека на Его внешний вид. Иисус обещал спасение тем, кто верят в Его слова. Библия очень подчеркивает веру в отличие от видение.

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. (…) Верою познаём, что веки устроены словом Божьим, так что из невидимого произошло видимое. (Евр. 11:1.3)

Иисус говорил Фоме:

ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.. (Иоан. 20:29)

Условие для спасения, упомянутое Иисусом — принимать Его слова (в смысле, осуществить их на практике), — это истинная вера в Бога.

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. (Иоан. 5:24)

У многих православных в домах находятся иконы, но мало кто из них читают и знают Библию, а еще меньше практикуют, что в ней написано:

Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. (1Иоан. 4:12)

Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. (2Кор. 3:17–18)

2.3 Почитание Марии

Что учит апостолы и ранняя Традиция о почитании Марии?

Как и почитание икон, почитание Марии и святых находятся в центре внимания в практике “Православной Церкви” и представляют собой один из центральных вопросов в спасении, несмотря на то, что исторические свидетельства молчат о ней в течение первых четырех веков. Не существует никаких письменных записей о молитвах к Марии, ни каких-либо упоминаний, чтобы христиане просили ее защиты или помощи. Ее роль скорее видна в рамках общего плана спасения Бога. Помимо Евангелий, Павел Марию упоминает только один раз в Галатам 4:4 и подход у первоапостольских писателей был аналогичный.

Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), который родился от жены, подчинился закону. (Гал. 4:4)

В Божьем плане спасения акцент ставится не на средства, с помощью которых Бог воплотился, но на то — что это значит для человечества.

Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому евангелисту Луке, который первым нарисовал икону с Ее изображением, что дает православным богословам основание утверждать, что иконография Марии связана с апостольской традицией. Однако Успенский отмечает, что не существует «никаких примеров икон, нарисованных св. Лукой», дошедших до наших дней, а из всех существующих икон Богородицы Умиления нет ни одного «примера, который можно было бы датировать ранее X века» [Успенский Л.А., Богословие иконы Православной Церкви. Первые иконы Спасителя и Божией Матери].

Таким образом, к утверждению об апостольской традиции иконы с изображением Марии следует подходить с огромной долей подозрения. Исторически, культ иконы Марии совпало с ростом культа святых и их икон.

2.4 Почитание святых

Что учит апостолы и ранняя Традиция о почитании святых?

Хотя иерархически положение святых считается ниже, чем Марии, но тем не менее, они занимают значительное место в православном богословии и поклонении, особенно в связи с использованием икон. Несмотря на то, что теперь святые играют существенную роль в православном богослужении, в первые века им уделялось мало внимания. Их догматическое и церковное значение было подтверждено Никейским Собором (787), который заявил о роли икон как ходатаев рядом с Марией.

Тот, кто не исповедует, что все святые, которые угождали Богу, те как перед законом, так и под благодатью, достойны похвалы; кто не молится святым, как тем, кто посредничествуют людям, в соответствии с Церковной Традицией — должны быть преданны анафеме. (VII Вселенский Нике́йский Собор. 787)

Неужели это были традиции апостолов и первых веков? Каким святым Павел писал свои письма? Например к Филиппийцам (1:1):“Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами”, и в многих других местах, как 1 Коринфянам 1:2; Римлянам 1:07 и т.д. Очевидно, что они — христиане, современники Павла. На самом деле, святость — это необходимое условие, чтобы кого-то назвать христианином.

Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. (1Пет. 1:14–16)

Да, это правда, что некоторые христиане более послушные, но это не дает им право быть почитаемыми другими, менее послушными верующими. Ни апостолы, ни ангелы не принимали поклонение им — они однозначно отвергли такие попытки:

Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек (Деян. 10:25–26)

Когда люди из Листры хотели поклониться Павлу и Варнаве, они это ясно отвергли :

Мужи! Что вы это делаете? И мы-подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, (Деян. 14:15)

Ангел отверг поклонение Иоанна:

Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества (Откр. 19:10)

Только Бог один достоин поклонения!

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. (Мат. 4:10)

Бог не нуждается в других посредников; Иисус — единственный посредник.

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, (1Тим. 2:5)

Его посредничество не означает того, что человек не может прямо обратиться к Отцу , но, что Иисус призвал людей искать Бога и показал им путь к Нему. Божий план спасения состоит в том, что человек может иметь отношение с Ним, обращаться к Нему непосредственно. Бог милостив с теми, кто ищут Его с открытым сердцем и Он слышит их молитвы. Только Он — единственный, всемогущий и может вмешаться в жизнь человека. Кроме того, даже святые после смерти не могут сделать ничего для тех, каторые еще на земле, как читаем в притче о Лазаре и Аврааме:

Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. (Лук. 16:27–31)

В Ветхом Завете для евреев было ясно, что даже их величайшие отцы не могут помочь им после их смерти, только Бог:

Только Ты-Отец наш; ибо Авраам не узнаёт нас, и Израиль не признаёт нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: ‘Искупитель наш’. (Исаи. 63:16)

3 Православная Церковь

3.1 Которая Церковь является преемницей апостольской Церкви? Какая церковь является Православной?

А как было во время Иисуса? Когда Иисус пытался раскрыть грешную жизнь евреев, фарисеи хотели его убить. Они были очень уверены в своей истине, — что они соблюдают закон, что они потомки Авраама и поэтому у них правильная традиция.

Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога. (Иоан. 8:33–47)

Аналогично, это не имеет никакого значения, если сегодняшние церкви могут показать свою историческую продолжительность (непрерывность), но без продолжительности (непрерывности) в образе жизни и в духовном содержание. Различия между Церкви первого века и сегодняшней “Православной церкви” указывают на то, что непрерывность апостольского преемства в Церкви потерянно. Эти различия очевидный для того, кто читает Библию и хочет жить так, как апостолы и первые христиане: Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.

Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. (Деян. 2:41–47)

Можем ли мы видеть какое либо сходство между сегодняшней “Православной церкви” и первыми христианами?

3.2 Формализм и ритуалы

Есть ли место для формализма и ритуалов?

Другим важным пунктом является то, что уже в Ветхом Завете Бог ясно отверг формализм:

Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие–и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. (Исаи. 1:10–17)

То, что Иисус говорил книжникам и фарисеям подходит и сегодня для тех, кто выполняют какие-то формы, но не практикуют справедливость, милосердие, и верности:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. (Мат. 23:23–26)

Ириней Лионский говорит о Церкви:

“И она совершает это не посредством призываний ангелов или чарований, ни другого худого искусства, но чисто, искренно и открыто обращая молитвы к Господу, все сотворившему, и, призывая имя Господа нашего Иисуса Христа,” (Ириней Лионский. Против Ересей II,32,5)

4 Заключение

Которая церковь тогда действительно является Православной Церковью? Очевидно, что не та, которая так называется, но не практикует “православного учения” Христа и апостолов и “православного богослужения” Бога по Ему богоугодному образу. Как уже объяснили выше, Иисус Христос никогда не поддерживал формальной религиозной практики, отделенной от повседневной жизни. Он хотел, чтобы его ученики следовали его образу жизни:

Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. (Лук. 9:23)

Такой образ жизни — благоприятное поклонение Богу. Это действительно то, что прославляет Бога, а не какие-то культовые действия без изменений в жизни. Следовательно, Бог строит свою Православную Церковь не на учреждение, придуманной человеком, но на его учениках, его последователях, которые полностью посвящают свою жизнь Ему.

Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем,](Ефес. 2:19–22)

Пролистать наверх ↑